Развитие нервной системы простейших

нервная система

В огромном мире природы все живое имеет свою среду обитания. Рыба не выходит из воды, крот живет под землей. Но даже в одной и той же среде организмы приспосабливаются к разным условиям жизни. Условия жизни влияют на формирование организма и нервной системы. Многие миллионы лет развивались живые существа, и совершенствовалась их нервная система. Постепенно она становилась все более сложной.

Попробуем расположить простыми словами весь животный мир в зависимости от сложности устройства их организмов. Получится как бы живая лестница. Верхние ступени ее будут заняты высокоорганизованными животными, а нижние — живыми существами более просто устроенными.

На нижней ступеньке живой лестницы находятся простейшие — амебы, инфузории. Это живые существа, но нервных клеток у них еще нет.

Рассматривая амебу — это микроскопическое одноклеточное животное под микроскопом, попробуйте прикоснуться к ней тоненькой иголочкой. Вы увидите, как она изменит свою форму. Как же амеба почувствовала укол? Всем телом. Так отвечают на внешние воздействия все простейшие. Амеба умеет «отличать» полезное для себя от вредного. Пробовали вводить в среду, окружающую амебу, кусочки стекла, угля и питательные вещества. И оказалось, что амеба своим телом обволакивала только питательные вещества, а уголь и стекло обходила.

Немного сложнее другая живая клетка — инфузория. Впустим пипеткой в ротовое отверстие инфузории карминовую пыль. Сначала она быстро заглатывает ее. Но если продолжать дальше раздражать инфузорию карминовой пылью, она начинает удалять от себя воду с раздражителем. Тело инфузории пронизано тончайшими волоконцами. Они ведают его сокращением и напоминают мышечную систему. Если их разрушить, то движения инфузории прекратятся, и она на карминовую пыль реагировать не будет.

Ступенькой выше мы найдем гидру. Она состоит из многих клеток.

Гидра похожа на небольшой мешок с сеточкой внутри. Особые нервные клетки разбросаны в ее теле. Эти клетки соединяются между собой отростками. Так образовалось подобие сеточки. Гидра отвечает на укол также движением всего тела. Ее нервные клетки еще не способны различать, откуда идет укол. Жизнь гидры несложная, движения ее просты и однообразны.

Посмотрим еще выше — и найдем дождевого червя. У него порядок расположения нервных клеток уже иной. Они собираются в узелки и ложатся попарно. Получается аккуратная цепочка из двух половинок — правой и левой. Один узелок на головном конце цепочки выделяется среди других — он больше размером. Жизнь червя богаче, чем гидры: движения его быстрее и разнообразнее.

Поднимемся еще выше. Длинная вереница ступенек занята позвоночными. Снизу вверх расположились: рыба, лягушка, черепаха. Особое место занимает птица. Дальше идут собака, обезьяна. Выше всех стоит человек. Все они уже имеют центральную нервную систему — головной и спинной мозг. От головного и спинного мозга отходят нервы. Это периферическая нервная система.

Головной мозг всех позвоночных построен по общему плану. Он состоит из пяти отделов — пяти этажей. Однако строение их у низших позвоночных проще, чем у высших. Как простая хижина не похожа на высотное здание, так и строение нервной системы низших организмов не похоже на строение нервной системы высших. Организация центральной нервной системы у позвоночных от ступеньки к ступеньке усложняется, особенно головного мозга и его переднего отдела — полушарий. Как развивались большие полушария?

У рыб головной мозг по сравнению со спинным слабо развит, а полушария только намечаются. Если живой рыбе удалить зачатки полушарий, поведение ее не изменится. Так же как и до операции, рыба устремится к брошенной в воду еде, захватит ее в рот. Напугайте ее, и она скроется. Если удалить рыбе остальные отделы головного мозга, она потеряет все эти способности.

У лягушки головной мозг развит больше, чем у рыбы. Но полушария его также еще слишком малы. Удалим их. Лягушка по-прежнему скачет, ловит пищу, убегает от журавля и в холодные дни ищет жилище потеплее. Поведение рыб и лягушек зависит не от больших полушарий, а от нижележащих отделов мозга. Полушария головного мозга увеличиваются и усложняются позже — на более высоких ступенях развития.

У черепах и змей полушария развиты лучше. Удалим полушария мозга у змеи, и поведение ее изменится. Она потеряет подвижность и не станет убегать от врага. Поднимемся дальше по лестнице развития живых существ.

У птиц полушария еще больше. Они ведают сложными движениями. Удалим полушария у голубя. Теперь голубь сидит недвижимо. Он даже разучился летать, как следует, разучился, есть, перестал заботиться о своих птенцах. А попугай после удаления полушарий забывал заученные слова.

Рассмотрим головной мозг собаки. Он уже в пять раз больше спинного. И полушария гораздо крупнее, чем у птиц. И строение их изменилось. У высших млекопитающих полушария из гладких постепенно становятся складчатыми. В мозгу собаки уже отчетливо видны складки-извилины и между ними борозды. И. П. Павлов и другие ученые удаляли полушария мозга у собаки. После выздоровления поведение животного резко менялось. Собака забывала все, чему ее выучили, точно никакого прошлого опыта у нее не было. Она не узнавала своего хозяина, не могла отличить ласковое обращение от грубого, была равнодушна, когда ей показывали кошку.

Головной мозг человекообразной обезьяны больше всего походит на мозг человека — он в пятнадцать раз тяжелее спинного. На самой верхней ступени развития стоит человек. Вес его головного мозга составляет 98 процентов общего веса центральной нервной системы. А вес спинного — только 2 процента. Сравним вес тела живых существ с весом их мозга. Примем вес мозга за единицу. Посмотрите, что получается: кит — 1/20000, слон — 1/500, лошадь— 1/400, собака — 1/250, человекообразная обезьяна — 1/100, человек — 1/46.

Источник: https://poznavaemoe.ru/

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *